
По ценам российские верфи пока проигрывают конкуренцию коллегам из Китая, говорят экспертыКлючевым морским транспортным проектом России сейчас признается Севморпуть, для которого придется строить суда высокого ледового класса / РИА Новости
Правительство России в конце ноября 2025 г. актуализировало перспективный план гражданского судостроения на период до 2035 г. с расширенным горизонтом планирования до 2038 г. Об этом «Ведомостям» рассказали два источника, знакомые с содержанием документа. По словам собеседников, актуализация документа проводилась по поручению президента Владимира Путина. Оно было дано в апреле 2024 г. и предполагало, в частности, учет «платежеспособного спроса на такие суда (с разбивкой по основным видам судов)».
Как уточняют источники «Ведомостей», всего в перспективном плане учетно 2062 судна, а финансированием пока обеспечено лишь около трети из них. Пока контракты заключены по 358 судам, а в 2025 г. (на конец ноября) корабелы передали заказчикам 71 гражданское судно различного назначения. Контракты еще на 79 судов заказчики не подтвердили, а остальные суда – свыше 1550 – это перспективная потребность.
Строительство 593 судов, по словам источников, обойдется примерно в 3,3 трлн руб., из которых из федерального бюджета выделят 1,14 трлн руб. Еще 290 млрд руб. дадут лизинговые программы, а оставшиеся 1,87 трлн руб. составят собственные средства компаний-заказчиков.
Севморпуть, инвестквоты и китайские зерновозы
Текущий портфель заказов для организации перевозок коммерческих грузов по Северному морскому пути (СМП) включает 26 судов, из которых пять сейчас строятся. Дополнительная потребность заказчиков в рамках перспективного плана оценена еще в 115 судов ледового класса, но по 35 из них заказчики не подтвердили ранее заявленные планы.
По программе инвестиционных квот («квоты под киль» – выдача разрешений на добычу рыбы или морских биоресурсов в обмен на инвестиции в новые суда) обеспечено строительство 107 судов в рамках первого этапа и 34 судов в рамках второго, следует из данных Росрыболовства. Пока построено 48 судов, 46 из которых – по первому этапу программы, поясняют источники, знакомые с перспективным планом. По их данным, всего в рамках обоих этапов платежеспособным спросом обеспечено строительство 67 судов общей стоимостью более 278 млрд руб.
Реализация программы инвестквот сталкивается с трудностями, говорит представитель Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота. Первый этап выполнен менее чем на 50%, отмечает он. В числе причин – проблемы с поставками подпавшего под санкции оборудования, высокая ключевая ставка ЦБ и отсутствие механизмов льготного кредитования для рыбаков-инвесторов, перечисляет собеседник. Это уже приводит к расторжению части контрактов по первому этапу, напоминает он («Ведомости» писали об этом 30 июля 2025 г.).
Для вспомогательного флота спросом обеспечено строительство 11 аварийно-спасательных судов за 48 млрд руб. и четырех ледоколов за 425 млрд, добавляют собеседники.
В части потребности рынка на период действия перспективного плана они выделяют намерения «Росагролизинга»по возможному строительству на китайских верфях 61 зерновоза. Речь идет о 27 судах типа Handysize дедвейтом 40 000 т и 34 – Supramax дедвейтом 60 000 т. В КНР первые суда серии могут построить за 12–18 месяцев после заказа при средней стоимости около $40 млн за каждое, отмечают источники.
Параллельно прорабатывается вариант строительства этих судов в несколько этапов с участием Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).
Лизинг сжимается
Кроме того, платежеспособным спросом обеспечено строительство 111 грузовых судов класса «река – море» стоимостью более 123 млрд руб. В их числе и те, которые строятся в рамках программ льготного лизинга Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) и «Машпромлизинга», уточняют собеседники. Такие суда используются для поставок российской продукции на экспорт, в том числе по международному транспортному коридору Север – Юг.
В декабре 2025 г. правительство почти вдвое сократило финансирование программы льготного лизинга гражданских судов на 2023–2028 гг. – до 134,85 млрд руб., следует из распоряжения кабмина от 10 декабря 2025 г. № 3689-р. Количество судов, которые будут построены на российских верфях по этой программе, уменьшено с 260 до 219. Из списка были исключены дорогие по стоимости проекты – крупнотоннажные суда, контейнеровозы, суда на подводных крыльях «Валдай-45Р», пассажирские суда «Белуга», а также рыболовные траулеры проекта 82185А и танкеры RST-27.
Согласно документу, финансирование программы льготного лизинга судов в 2026–2028 гг. составит 64,1 млрд руб., из которых в 2026 г. планируется освоить 47,2 млрд руб. Причем 38,7 млрд руб. из этой суммы должны поступить из фонда национального благосостояния (ФНБ). ГТЛК начала привлекать средства ФНБ для льготного лизинга судов в 2023 г. через размещение облигаций. По состоянию на конец июня 2025 г. компания заключила контракты на поставку 154 судов, из которых заказчикам переданы 26.
В России дороже
Директор по развитию агентства Portnews Надежда Малышева считает заявленный ориентир на 2062 судна и объекта морской техники до 2038 г. реалистичным. По ее мнению, спрос на такой флот обеспечат в том числе крупные проекты по добыче и экспорту сырья на Дальнем Востоке и в Арктике, где грузы в основном вывозят морем. Многие из этих проектов реализуются в формате государственно-частного партнерства. «Их масштаб может предусматривать и строительство судов с привлечением частных инвестиций», – не исключает эксперт.
Ключевым вопросом, по словам Малышевой, остается конкурентоспособность цен российских верфей. По оценке гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, стоимость постройки судов в России в 2,5–3 раза выше, чем в Китае. При этом Китай остается безальтернативным поставщиком ряда видов судового комплектующего оборудования по завышенным в силу санкционных рисков ценам, отмечает эксперт. На фоне низкой производительности труда и масштабного отставания в уровне автоматизации и роботизации, а также высокой стоимости капитала и рабочей силы это делает отечественные верфи неконкурентоспособными, считает Бурмистров. Поэтому любое массовое строительство судов в Китае «может полностью похоронить российское судостроение», продолжает эксперт.
Он подчеркивает необходимость обновления флота именно на российских верфях, но критикует подход к их инвестиционным программам. Вместо планов создать «гигантские производственные мощности через много-много лет» необходимо расшивать узкие места на наиболее эффективных предприятиях, особенно по реализуемым серийным проектам, как суда класса «река – море» танкеры и сухогрузы, пассажирские суда, ледоколы, перечисляет Бурмистров.
«Ведомости» направили запросы в Минпромторг, Минсельхоз, Росрыболовство, в аппарат первого вице-премьера Дениса Мантурова, в «Росагролизинг» и ОСК.


















