Объем онлайн-продаж вырос быстрее оффлайн-торговли

0
1

В России онлайн-ритейл продолжает расти значительно быстрее оффлайн-торговли, даже с учетом инфляции: реальный рост онлайн-продаж по итогам 2025 года оценивается в 18,3%, тогда как оборот розничной торговли в целом, по прогнозу Минэкономразвития, вырастет лишь на 2,5% в сопоставимых ценах. Об этом «Стройгазете» сообщили в пресс-службе консалтинговой компании IBC Real Estate, уточнив, что при этом аналитики отмечают постепенное замедление динамики по сравнению с 2024 годом, когда онлайн-продажи увеличились на 27% год к году.

По данным компании, рост денежного объема онлайн-торговли сопровождается увеличением количества заказов: за 11 месяцев 2025 года их число составило 9,7 млрд штук (+38% г/г), а к концу года ожидается показатель на уровне 10,8 млрд заказов (+40% г/г).

IBC1712.PNG

Фото: IBC Real Estate

В структуре онлайн-продаж лидируют два основных сегмента — универсальные маркетплейсы и магазины, а также продукты питания. За январь–ноябрь 2025 года продажи в сегменте маркетплейсов и универсальных магазинов достигли 8,7 трлн рублей (8,1 млрд заказов), а к концу года могут увеличиться до 9,6 трлн рублей (+23% г/г) и 9 млрд заказов (+43% г/г). Онлайн-продажи продуктов питания за тот же период составили 1,6 трлн рублей при объеме 1 млрд заказов. К концу года ожидается рост до 1,8 трлн рублей (+30% г/г) и 1,2 млрд заказов (+35% г/г).

Консолидация рынка усиливает концентрацию продаж: по итогам 2025 года на сегмент маркетплейсов и универсальных магазинов будет приходиться 68% всех онлайн-продаж и 83% заказов. Внутри сегмента доминируют два крупнейших игрока — Ozon и Wildberries, которые обеспечат 65% объема онлайн-продаж (9,2 трлн рублей) и 79% всех заказов (8,5 млрд штук). Их рост поддерживается развитием экосистемных решений — финансовых сервисов, инструментов для бизнеса, рекламных платформ, логистики и других цифровых сервисов, способствующих повышению лояльности покупателей.

Динамика объема онлайн-продаж крупнейших сегментов, трлн рублей

Фото: IBC Real Estate

Больше всего экспансия мультикатегорийных маркетплейсов влияет на такие сегменты, как одежда и обувь (fashion), мелкие товары для дома и ремонта, книги и канцтовары, а также товары для рукоделия и творчества. По итогам 2025 года объем онлайн-продаж одежды, обуви и аксессуаров составит около 235 млрд рублей, что означает снижение на 1,1% в сопоставимых ценах.

Руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate Екатерина Ногай дополнила, что несмотря на некоторое замедление темпов роста рынок электронной торговли в России демонстрирует устойчивую положительную динамику. Даже с поправкой на инфляцию сектор по-прежнему опережает традиционный ритейл, что говорит о продолжающейся интеграции онлайна в жизнь потребителей.

«Мультикатегорийные маркетплейсы сохраняют доминирующую позицию, активно инвестируя в сервис и логистику. Выход крупнейших универсальных маркетплейсов в премиум- и люкс-сегмент говорит не только о стремлении игроков к дальнейшему расширению ассортимента, но и об амбициях игроков к привлечению качественно новой аудитории и уверенности в лояльности потребителей. Как правило, чем выше стоимость товара, тем выше требования к его качеству и подлинности, а также, что не менее важно, качеству сервиса. Важно учитывать, что премиальным и люксовым товарам необходимы особые условия упаковки и доставки, обеспечение которых требует дополнительных затрат и является дополнительной нагрузкой для логистики», — подытожила она.

Ранее «Стройгазета» сообщила, что доля Москвы в запросах на разработку концепций ТЦ снизилась на 6%.