Искусство паузы: как прошла зимняя Ландшафтная лаборатория Timeless

0
6

Искусство паузы: как прошла зимняя Ландшафтная лаборатория Timeless

Фотограф: Артем Голяков

13 декабря 2025 года в постиндустриальном пространстве fābula HQ платформа Timeless Landscape собрала ландшафтных архитекторов, дизайнеров, художников и исследователей в рамках Лаборатории, где архитектура встретилась с искусством, свет — со звуком, а теория — с чувственным опытом. Об этом «Стройгазете» рассказали представители мероприятия.

В условиях ускоряющегося города, когда вокруг постоянное интенсивное движение, запрос на тишину становится все отчетливее.

«Город, как и человек, имеет право быть неидеальным. Мы с этой неидеальностью будем всегда работать. Лаборатория показала, что пауза очень часто кроется в самих нас. Это прежде всего внутренняя остановка, способность по-другому услышать и увидеть то, что уже есть», — Вика Баркал, куратор проекта, основатель бюро LES и платформы Timeless Landscape.

От теории к чувственному опыту

День начался с питчинг-сессии, где ландшафтные архитекторы, предметные дизайнеры и исследователи из бюро Megabudka, LES, Бюро Ви, Daria Cheva, Safarova+, SCAPE, .dpt, KARST и Правда в своих выступлениях отвечали на вопрос: какая средовая идея может повлиять на ощущения человека в городе? В симбиозе разных взглядов рождалось понимание: пространство вокруг нас многослойно, и его создают не только архитектурные и ландшафтные решения.

Далее — лекция Евгения Левина из студии Organic Punk «Пауза как точка роста» о паузе как моменте чистого потенциала. Евгений рассказал о строительстве японского ручья и пруда во Владивостоке — рельефном городе, где природа совсем иная, чем в Москве. Показал, как философский взгляд на взаимодействие со стихией и внутренняя осознанность помогают делать большие ландшафтные проекты.

Юлия Гоголева (SENSONICA) в лекции «Природа звука» разобрала буквально по молекулам, как звук воздействует на человека, особенно в контексте большого города. После лекции — sound-walk: исследовать звуковую среду города, слышать в шуме музыку. Катя Шишка («Viriditas») в лекции «Формы близости» показала, как тишина, паузы и ритмы возвращают способность слышать природу, себя и окружающих.

Дискуссия «Шум города» — о том, как звуковой, световой и визуальный ландшафт влияет на человека. Участники — Влад Обласов (RAUM), Станислав Окрух (Умное сердце), Наталья Масталерж (NOWADAYS), Мария Дзюбенко (НИУ ВШЭ), Юлия Гоголева (SENSONICA), Елизавета Федорова (LES) — размышляли о разных «шумовых» триггерах города. У жителей мегаполиса все отчетливее запрос на тишину и на возможность остановиться.

Форматы менялись намеренно: от насыщенных дискуссий к разряженным медитативным перформансам. Динамика создавала ритм, держала внимание. То, с чем люди встречаются ежедневно, но не в такой интенсивности, здесь обрушилось концентрированно в один день. Инкубатор среды. Иммерсивный опыт города, сжатый во времени.

Перформативный эксперимент

Вечерняя программа стала экспериментом — впервые платформа пробовала такой формат. Световой перформанс показал, как освещение задает динамику пространства, влияет на состояние человека и становится частью его ежедневного движения. Как паузы, смена интенсивности и баланс света и тени формируют наше внимание и восприятие среды.

Музыка стала естественным продолжением идеи Лаборатории — еще один способ исследования среды через звук, телесность, ритм и коллективное переживание. Люди менялись в лице — где-то улыбались, где-то просто останавливались. На физическом уровне понимали, что такое пауза. И главное — становились не зрителями, а частью перформанса.

А программа с участием локальных музыкантов позволила соприкоснуться с музыкальным ландшафтом города. Самобытное, многослойное творчество, которое напрямую влияет на восприятие среды.

Междисциплинарность как метод

Лаборатория показала: ландшафт бывает не только физический. Он культурный, духовный, ментальный. Задача ландшафтных архитекторов — раскрывать чувственный спектр как можно больше. Создавать такую среду, в которой люди наполняются эмоциями и по-другому видят простые вещи.

«На личном, чувственном уровне теории обретают новый смысл. Экспериментально можно сделать более человекоцентричные выводы о среде, городе и человеческом опыте в нем — для того, чтобы улучшать пространства вокруг нас», — Вика Баркал.

Зимняя лаборатория стала второй по счету и открыла новый этап проекта — более чувственный, перформативный, направленный на личный опыт участников. Формат будет развиваться дальше уже в 2026 году.

Генеральные партнеры: TEGOLA, АРХИТАЙЛ, Aledo

При поддержке: «Сады Беллы», STMK, бюро RAUM