Как сделать вентиляцию в гараже

Вентиляция в гараже

Наличие вентиляции в гараже является обязательным условием его нормальной эксплуатации, способствующим созданию в нём комфортной рабочей обстановки. Проблема вентиляции гаражных пространств с особой остротой встаёт в капитальных строениях, в состав которых входят полностью оборудованные смотровая яма и погреб. В этом случае можно говорить о сложной вентиляционной сети, включающей в себя заборные и вытяжные воздушные каналы, монтируемые непосредственно в помещении гаража, а также в его подсобных строениях, таких как погреб и смотровая яма. Из этой статьи вы узнаете как сделать вентиляцию в гараже так, чтобы она выполняла свое предназначение.

В том случае, если вы планируете монтировать вентиляцию в гараже своими руками, то нужно будет внимательно прочитать предоставленный материал, в котором подробно описываются все тонкости производимых при этом работ. Но прежде чем вы начнёте их исследование – рекомендуем ознакомиться с известными системами вентиляции, обеспечивающими циркуляцию воздуха в ограниченных пространствах.

Виды вентиляционных систем

В зависимости от способа создания перепада давлений, обеспечивающего циркуляцию воздуха в помещениях, все существующие системы вентиляции делятся на три основных группы. Это:

  • естественная вентиляция;
  • схемы принудительного (механического) воздухообмена;
  • комбинированные системы.

Функционирование систем естественной вентиляции осуществляется за счёт перепада давления и температуры воздушных слоёв, находящихся у пола и на крыше строения.

При наличии даже небольшой разности указанных показателей наблюдается вполне реальное перемещение воздушных масс в направлении от приточного вентиляционного отверстия в сторону оголовка вытяжной трубы, размещаемой, как правило, над поверхностью кровли.

В случае разветвлённой системы каналов с помощью естественной вентиляции не всегда удаётся достичь требуемого качества воздухообмена, обеспечивающего необходимую чистоту воздуха в помещении. В этой ситуации вам придётся смонтировать в гараже специальное оборудование, используемое для принудительного перемещения воздуха в обслуживаемом пространстве. Иногда такую систему вентиляции называют ещё механической, поскольку в её состав входят специальные механические узлы, создающие тягу искусственным путём.

Обратите внимание! Комбинированная вентиляция представляет собой что-то среднее между естественной и механической системами, совмещая в себе элементы приточного и принудительного метода организации воздухообмена.

Основное отличие этой системы от рассмотренного нами ранее естественного способа состоит в том, что она может обеспечивать нормальный воздухообмен круглогодично. Такая возможность объясняется самим методом её организации, при котором воздух из помещения удаляется принудительным путём, а поступает в него естественным путём (через приточное отверстие).

Таким образом, перед тем как делать вентиляцию в гараже, вам необходимо будет тщательно проанализировать все «за» и «против» относительно каждого из описанных выше способов внутреннего воздухообмена в помещении.

Поскольку системы принудительной вентиляции относятся к разряду довольно затратных конструкторских решений – автолюбители предпочитают устанавливать у себя в гаражах давно проверенные схемы естественного или комбинированного типа. При выборе класса вентиляционной системы следует учитывать как свои финансовые возможности, так и конструктивные особенности гаражного помещения (в частности – наличие в нём подвала и смотровой ямы).

Выбор подходящей для гаража системы

Наиболее экономичный вариант организации воздухообмена в гараже предполагает выбор естественной системы вентиляции, являющейся, по мнению большинства специалистов, самым простым в части его реализации. Довольно затратная механическая вентиляция в гаражных строениях используется очень редко, а точнее только в тех случаях, когда для её применения имеются веские основания. Подобную схему построения воздухообмена выбирают, например, в ситуациях, когда гараж является частью строения (дома) или оформляется в виде пристройки к основному зданию.

Пользователи, задумывающиеся о том, как правильно выбрать систему вентиляции для автономного гаража, должны исходить из следующих соображений:

  1. Грамотный подход к выбору наиболее подходящей вентиляционной системы предполагает учёт исходных данных ещё на стадии проектирования гаража. При этом независимо от выбранной вами схемы в проекте должны быть предусмотрены отверстия в стенах помещения, используемые для организации приточного и вытяжного каналов.
  2. Особо внимательно следует отнестись к отверстиям, проделываемым в несущих конструкциях таких подсобных построек, как смотровая яма, погреб или яма овощная. Обеспечение эффективного воздухообмена в этих строениях возможно лишь при условии грамотного подхода к решению этой задачи, учитывающем как конструктивные параметры постройки (её высоту и общую площадь), так и способ прокладки вентиляционных каналов (подземный или наружный).
  3. Число рабочих каналов вентиляционной сети гаража зависит от выбранного вами типа воздухообмена, наиболее подходящего по всем основным параметрам. Так, двухканальная схема может использоваться как для естественного, так и для механического способа вентиляции. Одноканальная же схема подходит для тех случаев, когда в вентиляционную систему гаража встраивается специальное электрооборудование, обеспечивающее принудительную циркуляцию воздуха в системе.
  4. Одной из важнейших составляющих проектирования вентиляционной системы является расчет диаметра отверстий, подготавливаемых в стенах и опорных основаниях строения. Для их расчета вы можете воспользоваться уже проверенной на практике формулой:

D = S×15 мм, где S – площадь обслуживаемого помещения, а D – диаметр отверстия в стене.

Широко используемая система естественного воздухообмена не лишена, конечно же, и определённых недостатков, поскольку эффективность её работы зависит от очень многих факторов. Замечено, что в процессе эксплуатации нередко наблюдаются сбои в работе вентиляционных каналов, вызываемые сезонными колебаниями давления и температуры воздуха. Каждому, кто всерьёз обеспокоен тем, как правильно выбрать подходящую систему естественного воздухообмена следует ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к её обустройству:

  • для нормального функционирования вентиляционного канала между заборным и вытяжным отверстиями должен иметься перепад по высоте (не менее 3-х метров). При небольших размерах гаражного строения это требование не всегда выполнимо;
  • эффективность внутреннего воздухообмена в этой ситуации в значительной мере зависит от скорости перемещения наружного воздуха (то есть от порывов ветра). Поскольку заранее выявить преимущественные направления ветров в данной местности удаётся не всегда – работоспособность такой системы непредсказуема;
  • при выборе места расположения приточной трубы необходимо ориентироваться на правило, рекомендующее монтировать входной люк с наветренной стороны;
  • следует помнить также о том, что в летний период естественная гаражная вентиляция малоэффективна, поскольку температура наружного воздуха выше, чем внутри строения. При расположении гаража на солнечной стороне подобные системы способны обеспечивать эффективный воздухообмен лишь 4–5 месяцев в году.

При обустройстве естественной вентиляции в гараже своими руками вы непременно столкнётесь с необходимостью чистки и обслуживания заборных и вытяжных отверстий в зимний период, когда они очень часто забиваются снегом и обмерзают. Пониженные температуры обязательно должны учитываться в расчётах при подготовке проекта естественной вентиляции (в части оптимальных параметров воздуховодов). При этом необходимо побеспокоиться и о том, чтобы из-за значительного притока холодного воздуха температура в гараже не опускалась ниже нормы.

Обратите внимание! К числу требований, предъявляемых к недорогим системам естественного воздухообмена, следует отнести и необходимость утепления трубопроводов в зимний период, а также обязательное устройство системы задвижек.

Таким образом, простая на вид система естественной вентиляции после детального её изучения выглядит уже не столь привлекательной. И действительно, для нормального функционирования системы вам придётся тратить на её обслуживание слишком много энергии. Вот почему специалисты считают, что самым разумным решением для автономного гаража является комбинированная система вентиляции, которая проще в обслуживании и не так «капризна». При этом высокая стоимость системы, включающей в свой состав дорогое механическое оборудование, со временем, как правило, оправдывает себя.

В следующих подразделах статьи каждый из известных способов вентиляции гаражного помещения будет рассмотрен более подробно.

Обустройство системы естественной циркуляции воздуха

Обратите внимание! Система естественной вентиляции достаточно эффективна лишь при наличии перепада температур и давлений воздуха внутри и снаружи обслуживаемого помещения.

Всегда следует помнить о том, что основным условием работоспособности естественной схемы является грамотный выбор места на стенах, используемого для подготовки вытяжного и приточного отверстий.

При их выборе необходимо придерживаться следующих правил построения каждой из схем:

  • отверстия должны располагаться на максимальном для конструкции гаража удалении одно от другого (желательно – по диагонали строения, в противоположных его углах);
  • приточное отверстие нужно размещать как можно ближе к полу с небольшим отступом от него (порядка 10 см);
  • вытяжное отверстие выбирается на стене с отступом примерно 10 см от плоскости потолка.

Во избежание засорения воздуховодов из-за попадания в них частиц грязи или грунта входное и выходное отверстия должны закрываться мелкоячеистой сеткой. На конце вытяжного канала устанавливается труба, оголовок которой должен возвышаться над плоскостью кровли не менее чем на 50 см.

Комбинированная схема

Комбинированная вентиляция представляет собой (если так можно выразиться) расширенный вариант предыдущей схемы, а её применение позволяет избавиться от всех описанных ранее недостатков. По эффективности она, конечно же, уступает чисто механической (вытяжной) схеме, считающейся самым затратным вариантом. И, тем не менее, её выбор можно рассматривать в качестве компромиссного решения, устраивающего всех желающих иметь надёжную и не слишком дорогую вентиляцию.

Отличительной особенностью этой схемы является использование в ней приточного канала, построенного по принципу естественной вентиляции совместно с вытяжным устройством механического типа. Для её обустройства вам необходимо будет приобрести не очень дорогой вентилятор соответствующей мощности, а также специальные коммутационные устройства, обеспечивающие его подключение к гаражной электросети.

Специалисты считают, что при обустройстве вентиляции в стандартном гаражном строении среднего размера в вытяжном канале могут использоваться электрические вентиляторы мощностью порядка 100–150 Ватт. Их производительности вполне достаточно для того, чтобы обеспечить необходимую эффективность работы всей системы. Единственный активный узел комбинированной системы монтируется, как правило, на утепленном участке воздуховода (поблизости от стены или непосредственно на ней).

Что касается недостатков рассматриваемой нами системы вентиляции, то при их оценке лучше всего исходить из следующих соображений:

  • Во избежание переохлаждения гаража в зимний период рекомендуется использовать в приточном канале систему задвижек, регулирующих объёмы поступающего воздуха.
  • Зависимость функционирования системы от электросети, а также необходимость периодического обслуживания оборудования следует считать платой за возросшую эффективность воздухообмена.
  • Для исключения необходимости постоянного контроля работы устройства вы можете слегка усовершенствовать его электрическую схему. Сделать это можно введением в схему питания вентилятора специального термостата, обеспечивающего работу устройства в автоматическом режиме.

Принудительный воздухообмен

Использование механической (принудительной) схемы вентиляции позволит полностью избавиться от всех описанных выше недостатков в работе системы и обеспечит максимальную эффективность воздухообмена в помещении. В соответствии со схемой принудительной вентиляции система должна располагать двумя независимыми узлами, оформленными в виде приточного и вытяжного каналов. В каждом из этих узлов устанавливается электрический вентилятор соответствующего класса и мощности, что обеспечивает возможность независимого управления их работой.

Обратите внимание! Современные образцы вентиляционных устройств, относящихся к рассматриваемому нами классу, могут использоваться не только по своему прямому назначению (вентиляция воздуха в помещении), но и способны частично обогревать его до температуры +5°С.

Такой обогрев осуществляется за счёт специальных встроенных термических элементов, работающих от электрической сети. В процессе функционирования приточного узла поступающий с улицы холодный воздух проходит через обогреватель, образуя на его выходе тепловой поток необходимой мощности, регулируемой с пульта управления режимами работы.

Сегодня на отечественном рынке представлен большой ассортимент готовых вентиляционных устройств, отличающихся как мощностью используемых в них электрических приборов, так и своей базовой комплектацией. Всё многообразие представленных на нём моделей в самом общем случае может быть сведено к двум известным классам.

К первому из них относится вентиляционное оборудование модульного типа, состоящее из двух независимых узлов, один из которых обеспечивает приток свежих воздушных масс, в то время как второй необходим для вытяжки отработанного воздуха.

Оба эти модуля работают в автономном режиме и управляются с общего пульта системы с использованием специальных датчиков программного управления. Набор вентиляционного оборудования включает в себя вентилятор, монтируемый на уровне 2–2,5 метра от пола и калорифер, используемый для обогрева воздуха. Все эти модули объединяются в систему посредством стальных воздуховодов, монтируемых вдоль стен строения на уровне расположения основного оборудования. Канал вытяжной вентиляции включает в свой состав двухскоростной вентилятор, подвижные части которого защищены металлическим ограждением, а механизм управления оснащён специальным датчиком. При высокой концентрации вредных испарений в помещении устройство автоматически переключается в режим максимальной вытяжки.

Обратите внимание! Представителем второго класса является так называемый моноблок, включающий в свой состав как приточный, так и вытяжной каналы прокачки воздуха. Основным условием грамотного выбора моноблока является правильный подбор модели устройства, соответствующей всем предъявляемым к ней требованиям.

В заключение отметим, что самыми популярными моделями механических систем в наши дни являются конструкции с тепловыми рекуператорами пластинчатого типа, способствующими снижению энергопотребления.

Видео

В этом видео демонстрируется обустройство гаража и работа системы вентиляции:

Последняя редакция: 04.03.2015 Автор: Вадим Андреевич
0 Рейтинг статьи Плюс Минус
Понравилась статья? ― Расскажите друзьям:
Комментарии
СОХРАНИТЬ
Последние комментарии
СЛЕДУЮЩИЕ КОММЕНТАРИИ
Статьи по теме
Видео по теме
Наверх